Главная / Страничка педагога-психолога

Страничка педагога-психолога

Основная функция педагога-психолога – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего, с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей развития. Педагог-психолог обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности ребенка.

 

Конвенция о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году и является основным международным правовым документом, определяющим права детей. На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.

Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными  в Конвенции. Статья 1

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу. Статья 7 

Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. Статья 9

 Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения,  обладает всеми правами, предусмотренными  Конвенцией. Ребенок имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать свою религию. Статьи 2, 30

 Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.  Статья 13

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок. Статья 15

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию. Статья 16

Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка.  Статья 18

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых. Статья 19

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания. Статья 24

 Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни. Статья 27

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее – доступным для всех детей. Статья 28

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни. Статья 31 

Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы. Статья 32 

Дети-инвалиды имеет право на особую заботу, обучение. Статья 23

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред; от любых форм сексуального насилия. Статьи 34, 36

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Статья 37

Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Статья 38

Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства. Статья 39

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь. Статья 40

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей. Статья 42

Взрослые и государства должны сообща обеспечивать все права детей. Статьи 43-54

 


Консультация для родителей «Чудеса на песке»

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Все! Формочки, совочки, ведерки – первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей друг с другом начинаются тоже в песочнице. Игре с песком не надо учить ребенка – он это сделает сам. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Психологи утверждают, что взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игры с песком делают жизнь детей разнообразной и интересной, поэтому именно мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих играх и занятиях.

Организуя игры с песком, можно решать разные задачи:

• знакомить детей с окружающим миром (свойства песка);

• учить выделять особенности песка, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• активизировать речь и обогащать словарь детей.

Используя теплую погоду во время прогулок, воспитатели организуют игры с песком во всех возрастных группах. В открытых песочницах в детском саду или во дворе, нужно следить за гигиеническим состоянием песка, чтобы в нем не было острых и колющих предметов, ежедневно подкапывать песок, поливать горячей водой.

В группах можно выделить «уголок песка». Устанавливая ящик с песком, нужно помнить:

* доступ к нему должен быть свободен;

* играть с песком могут одновременно несколько детей;

* песок должен быть чистым, просеянный, не слишком крупным или слишком мелким, влажным;

* песком заполняется часть ящика;

* перед игрой в песок необходимо закатать рукава и одеть фартуки.

Нужно научить детей аккуратности и опрятности при занятии с песком. Договоритесь о правилах работы:

«Если сыплешь ты песок – рядом веник и совок».

Для игры с песком необходимо приготовить следующие материалы:

* сосуды разных форм и объемов (ложечки, ведерки, чашки, баночки, формочки) ;

* природные материалы: ракушки, веточки, камни, шишки;

* прочие материалы: лопатки, лейки, сито, грабли, клеенчатые фартуки;

* «коллекции» миниатюрных фигурок высотой не более 8 см. (животные, персонажи, растения, постройки).

Словом все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Сбор оборудования для игры не будет обременительным, т. к. сегодня каждый ребенок, встречается с фигурками из «киндер – сюрприза», можно вылепить фигурки из теста, вырезать из бумаги. Теперь у вас есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по «Стране Песочных Игр».

Перед вами песок. Естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить между пальцами, чувствовать при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватило вас: детство, море, солнце. Чувства переполняют вас, и хочется поделиться ими. А рядом ребенок. Он должен чувствовать тоже, что и вы. Его маленькие ручки только, что соприкоснулись с уникальным явлением природы. он стоит на пороге открытия. Сейчас мы вместе сделаем самые важные шаги по дороге Познания, а игры с песком помогут вам в этом.

Начинать надо с игр на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

«Чувствительные ладошки»

Предложите детям потрогать песок. Какой он? Когда двигают ручками, ощущают ли маленькие песчинки? Тепло или прохладно? Предложить детям рассказать о том, что чувствуют.

«Отпечатки наших рук»

Подвигать руками, «по скользить» ладонями по поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.) . выполнить движения, поставив ладони на ребро, пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

«Чьи следы на песке?»

Создать отпечатки ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство с объектами окружающего мира (солнышко, цветочек, дождик). Можно сгруппировать пальцы по два, три и добавить кулачек. Получатся загадочные следы. Чьи они?

«Что же спрятано в песок?» (вариант игры «Чудесный мешочек»)

Можно закопать в песок несколько предметов или игрушек. Предложить на ощупь узнать:что это или кто? Усложним задачу. Загадаем загадку, а отгадка закопана в песке. Отгадав загадку, ребенок проверяет себя, откапывая разгадку.

«Лепим колобки»

Предложить поиграть в «Булочную». Налепить пирожков, накатать колобков, сделать торты. Украсить их с помощью цветов, ягод, листочков.

«Пустыня»

Дети моделируют в песочнице пустыню. Расставляют кусты, насыпают барханы, расселяют животных. Появилась прекрасная возможность повторить знания детей о животных данной географической зоны.

Итак, малыш получил первый опыт успешного взаимодействия с песком. А теперь можно начинать изучать свойства и экспериментировать песком. Опыты с песком

«Что такое песок?»

Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать его на лист бумаги. Поинтересуйтесь у детей легко ли сыплется песок? Какой он? (желтый, рассыпчатый, состоит из песчинок). Какой формы песчинки? Дается возможность рассмотреть и потрогать песок на ощупь.

«Из чего состоит песок?»

Чтобы рассмотреть песок потребуется прибор –помощник. Возьмите лупу, рассмотрите песок. Как выглядят песчинки? Они маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Как расположены песчинки? (отдельно).

«Почему песок хорошо сыплется?»

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Дети убеждаются, что сухой песок хорошо сыпется, т. к. каждая песчинка находится отдельно друг от друга.

«Где вода?»

Наливаем в стаканчик с песком воду (ровно столько, чтобы она полностью ушла в песок). Оставляем и понаблюдаем, куда исчезла вода.

«Посади дерево»

Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево (палочку) с начало в емкость с песком, потом в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

«Песок хорошо пропускает воду, глина плохо»

Пропустите воду, через песок и глину, размещенные в воронках. Понаблюдайте. Из воронки, в которой находится песок, начинает капать вода. Из воронки, в которой глина, вода не капает.

Важно не просто организовать опыты под руководством взрослого, а предоставить детям простор для самостоятельного экспериментирования.


 «Быть готовым к школе уже сегодня –

 не значит уметь  читать, писать и

                                                                                   считать – значит  быть готовым всему

                                                  этому НАУЧИТЬСЯ!»

  Л.А. Венгер

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Все мы с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее важно и для нас самих. Этот этап в жизни ребенка требует определенного уровня готовности к качественно новому виду деятельности – учебе.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, что само по себе тоже важно. Но это понятие значительно шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. Это прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).

Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т.д. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.

Готовя ребенка в школу, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать.

 

Советы родителям будущих первоклассников

  • Поддерживайте ребенка в его стремлении стать школьником.
  • Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.
  • Ваш ребенок пришел в школу чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть, например, логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.
  • Школа должна быть рядом с домом.
  • Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учителя. Он должен быть спокойным и уравновешенным.
  • Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха.

 


Нравственное воспитание детей

nravstvennoe_vospitБольшинство родителей надеются, что нравственные качества их детей будут полностью соответствовать родительским представлениям.

Нравственное воспитание детей: развитие личностных качеств

Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но     никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о положительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нравственное воспитание детей – это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду.
Если стараться воспитывать в ребенке только лучшие черты характера, то даже если он и не будет полностью соответствовать вашим пожеланиям и представлениям, он вырастет замечательным, достойным человеком.
Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители должны лишь немного направлять его, объяснять возможные нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.
Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания вы представите ребенку в игровой форме. Философские рассуждения о смысле жизни и вечных ценностях вряд ли будут интересны детям. Очень важно показывать свои ощущения, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.

Нравственное воспитание детей: личный пример

Большое значение имеет личный пример. Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.
Дети обычно следят за действиями взрослых, анализируют их и делают для себя определенные выводы. Если ребенок понимает, что вы себя прекрасно чувствуете в той роли, которую выполняете, то он постарается вникнуть в ваши принципы и следовать им.
Если дети видят, что взрослые обманывают, то также стану говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает это правильным и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. Если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение и относиться также к ним. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста очень трудная задача и справиться с ней могут только целеустремленные и любящие родители.

Нравственное воспитание детей: умение делиться

Умение делиться, отдавать – очень ценное качество, которое характеризует человека с наилучшей стороны. Это признак духовности, секрет благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравится преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытывает радость, когда делитесь чем-либо. Не обязательно отдавать материальные предметы, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, всем тем, что принесет радость другому человеку.

Свобода выбора для детей

Дети должны понимать, что любой выбор сказывается на последующих событиях, приводит к результату, положительному или отрицательному. Только от самого человека зависит, какое он примет решение или какой сделает выбор. Нельзя навязывать детям собственные решения, потому что таким образом можно вызвать лишь протест в ответ.
Духовно-нравственное воспитание детей должно заключаться в воспитании чувства любви и благодарности к ближнему.
Главное, что должны запомнить родители – не навязывать свои принципы, а направлять и помогать. Мы должны помнить, что каждый ребенок, прежде всего, – личность, со своими интересами, целями, достоинствами и недостатками.

Успешность в глазах ребенка

Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обязательно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом успеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставленных целей.

Забота об окружающих

Ребенок должен уметь заботиться об окружающих. Чувство любви, доброты говорит о нормальном психическом состоянии человека. Такой человек не сделает зла, не обманет, не предаст в трудную минуту. Если дети видят, что родители проявляют любовь к ним, к друзьям, то они сами начнут почитать и любить ближних.
Родители должны привести достойный пример, которому смогут следовать их дети. Даже игрушки необходимо подбирать добрые, умные, которые представляют собой нравственных героев с нормальной психикой.

Строгость и воспитание

Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Однако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все ваши усилия. Когда ребенок повзрослеет, то он будет вести себя так, как вы его воспитали, исповедовать те ценности, которые вы в него вложили. Помните об этом постоянно и тогда вы сможете гордиться своими детьми. 

Источник http://www.best-mother.ru


Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу?

  1. Своё имя, фамилию, отчество.
  2. Свой возраст, пол.
  3. Свой домашний адрес:  страну, город, улицу, дом, квартиру.
  4. ФИО родителей, их профессии.
  5. Времена года.
  6. Виды животных.
  7. Виды птиц.
  8. Виды транспорта.
  9. Геометрические фигуры.
  10. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки, пересказывать рассказы, составлять рассказы по картинке, читать наизусть стихи.
  11. Ориентироваться в пространстве (верх, низ, впереди, позади, лево-право).
  12. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.
  13. Слышать и различать количество звуков в простых словах, определять их последовательность (МАК, ДОМ, СУП, ДУБЫ, ЗУБЫ, САНИ…).
  14. Хорошо владеть ножницами (разрезать, вырезать по контуру)
  15. Хорошо владеть карандашом (рисовать линии, геом.фигуры, животных, людей), аккуратно штриховать, закрашивать.
  16. Владеть счетом от 1 до 10, сравнивать числа.
  17. Работать, не отвлекаясь 20-30 минут.
  18. Точно выполнять инструкцию взрослого.
  19. Организовывать рабочее пространство, доводить начатую работу до конца, убирать рабочее место.